Колыбелью, с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня.
Память, размышление о жизни вели его в село, здесь он распознавал «острые схлесты и конфликты», которые пробуждали к широким размышлениям над проблемами современной жизни общества. Начало многих исторических явлений и процессов Шукшин видел в послевоенной деятельности.
Неизгладимый след на творчестве Василия Шукшина оставили самобытность и колорит деревенской жизни. В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты и артистизма.
Герои писателя импульсивны и крайне естественны. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы, ведет иногда к самым неожиданным результатам.
В рассказах «Беспалый», «А по-утру они проснулись», «Жена мужа в Париж провожала», герои Шукшина могут даже покончить с собой.
Шукшин не идеализирует своих странных, непутевых героев. Идеализация вообще противоречит искусству писателя оно близко Творчеству и судьбе русских писательниц . Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому.
Земля – поэтически многозначительный образ в искусстве Шукшина: дом родной, пашня, степь, родина, мать – сыра земля… Всеобъемлющий образ земли-родины становится центром тяготения всего содержания Шукшина.
В рассказах, написанных в последние годы, все чаще звучит страстный, искренний авторский голос, обращенный прямо к читателю. Шукшин заговорил о самом главном, наболевшем, обнажая свою художественную позицию.
Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», говорил он.
С этим жил, в это верил Василий Макарович Шукшин.